khrustal
теперь верховный судья моушена
- Сообщения
- 165
- Реакции
- 134
Независимость и справедливость —
два нерушимых столпа, на которых основывается судебная власть
два нерушимых столпа, на которых основывается судебная власть
Какой образ возникает у вас в голове при виде или услышав эти слова? Полагаю, что большинству людей придет на ум один из атрибутов судебной власти: судья, сидящий за своим столом в длинной черной мантии; Фемида с завязанными глазами, держащая в руках меч и весы; зал судебного заседания, где осуществляется то самое объективное и беспристрастное правосудие. И, безусловно, это будет верной ассоциацией к выделенным словам, ведь именно суд является олицетворением справедливости в нашем мире, а независимость — это тот признак, без которого немыслимо существование судебной власти в системе государственного управления.

На протяжении почти всех веков нашей эры существовавшие и существующие государства не знали о системе разделения властей, так же известной как "система сдержек и противовесов". Во главе государственного аппарата находился царь (король, князь, император и другие), помазанник божий, который распоряжался принадлежащим ему имуществом по своему личному усмотрению и никто не мог ему в этом воспрепятствовать. А в его имущество входили вся государственная территория и население, проживающее на ней. Таким образом уровень жизни в стране целиком и полностью зависел лишь от одного конкретного человека, которой носил корону. Однако король, прежде всего, оставался человеком, которому не чужды были чувства, эмоции и собственные взгляды на развитие подвластного ему государства. Во власти единоличного правителя была сосредоточена вся государственная власть: создание законов, их исполнение и наказание за нарушение законодательных требований.
Но общественное развитие не стояло на месте. Изменялись взгляды, в том числе, и на устройство государственной власти. Так или иначе все новшества и изобретения, придумываемые и создаваемые людьми, имеют одну цель — усовершенствование собственной жизни. По этой причине в определенный исторический момент люди поняли, что гораздо лучше будет житься, если властвовать будет не один человек и не по своему внутреннему убеждению, а группа лиц, которые будут разделены друг от друга и каждый будет выполнять лишь свою функцию.
Так возникло разделение государственной власти на три самостоятельных и независимых друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Такая система получила название "системы сдержек и противовесов", потому что каждая из указанных ветвей сдерживает другую, чтобы та не "тянула на себя одеяло", путем получения все большей и большей власти. Каждая из указанных ветвей занимается исключительно вопросами, входящими в круг ее компетенции.
Так, законодательная власть создает законы, то есть правила жизни в обществе, которым должны следовать все, в том числе и представители исполнительной и судебной власти. Исполнительная власть, в свою очередь, контролирует, чтобы законы исполнялись всеми без исключения, в том числе законодательной и судебной властью. Судебной же власти отделена роль независимого арбитра, который наказывает тех, кто этот закон нарушил, будь то депутат законодательной власти или чиновник исполнительной.

Таким образом мы плавно перешли ко второму "нерушимому столпу" — к справедливости.
Предназначение суда, как мы выявили раньше, разрешать конфликты, возникающие в обществе. Но делать это можно совершенно по-разному.
Для возникновения спора всегда нужно минимум две стороны с противоположными взглядами, мнениями или интересами. Хорошо, когда люди находят компромисс и договариваются между собой. А что же делать в тех случаях, когда договоренности достигнуть не выходит? Очевидно, что в таком случае необходимо привлечь третью сторону в качестве независимого арбитра, незаинтересованного никаким образом в его исходе, который, выслушав обе спорящие стороны, непредвзято разрешит конфликт так, чтобы решением остались довольны обе стороны или одна из сторон поняла в чем была не права. Это и называется справедливостью.
Все вышесказанное является до смеха простым и очевидным. Эдакими правописными истинами, о которых, казалось бы, можно было и не писать в силу всеобщего понимания. Но в то же время эти правописные истины являются очень важными. Они есть принципы, на которых построен человеческий суд, а затем и вся государственная судебная система.